Федеральное государственное бюджетное учреждение науки

Социологический институт Российской академии наук

  • Русский
  • English

Прошкова Зоя Вячеславовна

Телефон раб.: 
+7 (812) 316 2162
Факс: 
+7 (812) 316 2929
E-mail: 
eder57@nm.ru
Ученая степень: 
к.соц.н
Должность: 
старший научный сотрудник
Образование: 
  • Институт социологии РАН, Санкт-Петербург, кандидат социологических наук, 1999,
  • Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, культурологический факультет, кафедра теории и истории культуры, культуролог, социолог культуры,
  • 1995 Повышение квалификации Обучение в Центре социологического и политологического образования при Институте социологии РАН (Москва), курсы «Гендерная социология» – 2001 г., «Этническая социология» - 2002 г.,
  • Зимняя школа «Социология и социальная политика» - 2001 г.;
  • Обучение в Летней школе Независимого института социальной политики в рамках программы «Единый архив социологических данных»,
  • 4-й Методический семинар «Статистика без слез: регрессионное моделирование с использованием пакета NESSTAR», 2009 г., Москва;
  • Обучение в Международной Летней школе «Россия, ее соседи и европейское пространство», Университет Темпла (США) совместно с Фондом Лихачева, Украина, Ялта, 2010 г.
Место работы: 
  • Социологический институт РАН, старший научный сотрудник, 2005-по настоящее время,
  • Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, факультет культурологии, старший преподаватель, 2000 - по настоящее время.
  • Санкт-Петербургский институт иудаики, исторический факультет, доцент, 2004 - по настоящее время.
Исследовательские интересы: 
  • Эмпирическое познание в социологии
  • Социология образования,
  • дошкольное образование и образование взрослых
  • Гендерные исследования в социологии
  • Социология детства
  • Социология кино и телевидения
Языки: 
Русский (родной). Немецкий (читаю, пишу). Английский (читаю, пишу).
Научные награды и стипендии: 
  • Грант-стипендия Фонда содействия отечественной науке в номинации «Кандидаты наук РАН», 2007-2009;
  • Стипендия Института «Открытое общество» на подготовку кандидатской диссертации «Поиск сквозных координат для сравнительного анализа эмпирических методов социологии», конкурс «Соросовские аспиранты», 1997-1998
Преподавание: 
  • Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, факультет культурологии, кафедра социологии и политологии, старший преподаватель, 2000 - по настоящее время.

Преподаваемые курсы:

  • гендерная социология,
  • гендерная политика,
  • социальная структура.
  • ?Санкт-Петербургский институт иудаики, исторический факультет, доцент, 2004 - по настоящее время.

Преподаваемые курсы:

  • социология.
Исследовательские проекты СИ РАН: 
Демографическое и социальное воспроизводство российской семьи и благополучия детей: публичное и приватное измерения
Тенденции изменений человеческого капитала в научно-образовательной и социально-трудовой сферах в контексте создания национальной модели инновационного развития
Основные исследовательские проекты: 
  • «Поиск сквозных координат для сравнительного анализа эмпирических методов социологии», СИ РАН, 1995-2000;
  • «Биографический метод в исследовании семей с наркозависимыми детьми», СИ РАН, 2001-2004 (в соавторстве с Г.И. Саганенко);
  • «Образование второго шанса: фактор образования в жизненных стратегиях взрослого российского человека», Институт образования взрослых, СИ РАН, 2005-2006;
  • «Образование российской молодежи за рубежом: пути вхождения в мировое образовательное пространство», СПбГУКИ, 2005-2006 (в соавторстве с А.С. Вагановой);
  • «Формирование толерантной среды в российской школе», СПбГУКИ, 2010-2013 (в соавторстве с П.Р. Коростышевской);
  • «Гендерные образы в КВН», СПбГУКИ, 2011-2013 (в соавторстве с А.В. Брильянт);
  • «Дошкольное образование как образовательный и жизненный ресурс. Доступность и качество дошкольного образования в Санкт-Петербурге», СИ РАН, 2005-2013;
  • «Исследователь в разных видах эмпирического исследования», СИ РАН, 2009-2010;
  • «Порнография как токсичный контент в формировании сексуальной зависимости», РБОО «Азария», 2013-2014 (в соавторстве с Е.Д. Еременко).
Гранты: 
  • грант Фонда содействия отечественной науке в номинации «Кандидаты наук РАН», 2007-2009, без номера, поддержка научной деятельности в целом (Р - руководитель);
  • грант РГНФ, 2012-2013, № 12-03-00635а, «Дошкольное образование как образовательный и жизненный ресурс» (Р);
  • грант РГНФ, 2008-2009, № 08-03-00548а, «Дошкольное образование в Санкт-Петербурге: доступность и качество образовательных программ. Родительские практики освоения ранней образовательной среды» (Р);
  • грант РФФИ, 2009-2010, № 09-06-00409а, «Исследователь в разных видах эмпирического социологического исследования: поиск критериев сравнительного анализа» (Р);
  • грант РГНФ, 2005-2006, № 05-03-03291а, «Образование второго шанса»: факторы участия в образовательных программах для взрослых» (Р);
  • грант Президента РФ, 2005-2006, № МК-3487.2005.6 «Фактор образования в жизненных стратегиях взрослого российского человека» (Р);
  • грант Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга, 2006, PD-3.15-221, «Доступность дошкольных образовательных учреждений в Санкт-Петербурге» (Р);
  • грант Президента РФ, 2003-2004, № МК-2225.2003.06, «Биографический метод в исследовании семей с наркозависимыми детьми» (Р);
  • грант Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга, 2004, № PD-3.15-237, «Образование в жизненных стратегиях взрослого петербуржца» (Р);
  • грант Института «Открытое общество», 1997-1998, № Н2В768 «Поиск сквозных координат для сравнительного анализа эмпирических методов социологии» (Р);
  • грант РГНФ, 2013-2014, № 13-06-00721а, «Порнография как токсичный контент в формировании сексуальной зависимости» (исполнитель);
  • грант Независимого Института социальной политики, 2001, № SP-01-1-1-19/2, «Семьи с наркозависимыми детьми» (исполнитель);
  • грант РГНФ, 2008-2010, № 08-03-00578а, «Социальная реальность в системах российского образования» (исполнитель);
  • грант РГНФ, 2005-2007, № 05-03-10207а, «Реализация права на образование в российском обществе. Практики депривации в системе российского образования» (исполнитель);
  • грант РГНФ, 2002-2004, № 02-03-18183а, «Статус образования в современном российском обществе» (исполнитель);
  • грант РФФИ, 2006-2008, № 06-06-80441а, «Статус социальной реальности в социологии. Разработка методологических, методических и технологических систем социологического изучения социальных объектов (исполнитель).
Основные публикации: 
  • «Образование второго шанса»: фактор образования в жизни взрослого российского человека/ Монография, СПб.: «ГНУ ИОВ РАО», 2006, 154 с. • Алиса в стране глухих/ Монография, СПб.: «Соларт», 2007, 180 с. (в соавт. с Е.Д. Еременко).
  • Образование за рубежом: пути вхождения в мировое образовательное пространство// Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития, 2007, № 1(31), С. 94-102 (в соавт. с А.С. Вагановой).
  • Субъективность или субъектность? Биографические подходы в исследовании ранней образовательной среды// Человек и образование, 2008, № 4, С. 61-70.
  • Социологические методы в Интернет/ Интернет и современное общество: Труды ХII Всероссийской объединенной конференции, СПб.: СПбГУ, 2009, С. 47-51 (в соавт. с П.Р. Коростышевской).
  • Дошкольное образование как первичный ресурс жизненной стратегии// Материалы социологической конференции «Образование и общество», М.: ИС РАН, 2009 – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ssa-rss.ru/files/File/Prowkowa.pdf.
  • Практики депривации семей-мигрантов в российском образовании (на примере Санкт-Петербурга)// 14-е Царскосельские чтения, СПБ.: ЛГУ, 2010, С. 21-30 (в соавт. с Г.А. Хасыковой).
  • Гендерные измерения проблемы наркозависимости в семье и обществе/ Гендерные отношения в современном российском обществе, СПб.: СЗАГС, 2002, С. 59-69.
  • Метод «анализ литературы»: технологизация приемов работы через Интернет/ Многообразие возможностей социологического изучения сферы образования/ Под ред. Г.И. Саганенко, СПб.: Институт образования взрослых РАО, 2005, С. 10-18.
  • Поиск альтернатив в социологическом изучении наркотизма и наркозависимости: рефлексивные методики// Человек и Вселенная, 2004, № 5, С. 67-83.
  • Женский юмор и женские команды в КВН// Гендерные аспекты гуманитарных наук, Новосибирск: НГУ, 2012, С. 74-77 (в соавт. с А.В. Брильянт).
Профиль в электронных библиотеках: 

Доклады на конференциях и семинарах: 
  • Доклад «Факторы участия в системах непрерывного образования: мнения экспертов» на 6-й международной научной конференции «Образование через всю жизнь: непрерывное образование для устойчивого развития» (СПб., 2008, ЛГУ имени А.С. Пушкина);
  • Доклад «Актуализация дошкольного образования в социологическом анализе» на III Социологическом Конгрессе (Москва, Институт социологии РАН, 2008); 
  • Прошкова З.В. Доклад «Дошкольное образование как первичный ресурс жизненной стратегии» на Всероссийской социологической конференции «Образование и общество» (Москва, РОС, Институт социологии РАН, 2009); 
  • Доклад «Интернет-методы сбора информации в исследованиях образования и социологическом образовании» на Всероссийской социологической конференции «Образование и общество» (Москва, РОС, Институт социологии РАН, 2009). В соавт. с П.Р. Коростышевской;
  • Доклад «Практики депривации семей-мигрантов в российском образовании (на примере Санкт-Петербурга)» на 14-й международной научной конференции «Царскосельские чтения: профессиональное образование: социально-культурные аспекты» (СПб., ЛГУ имени А.С. Пушкина, 2010). В соавт. с. Г.А. Хасыковой;
  • Доклад «Текстовые лонгитюды» для исследования долговременных эффектов дошкольного образования» на 4 Всероссийском социологическом конгрессе (Москва, 2012, РОС и др.,);
  • Доклад «Женский юмор и женские команды в КВН» на международной научно-практической конференции «Гендерные аспекты гуманитарных наук» (Новосибирск, 2012, НГУ). В соавт. с А.В. Брильянт;
  • Доклад «Дошкольное образование для детей-инвалидов в Санкт-Петербурге» на 8-й международной научно-практической конференции «Россия в 21 веке: экономические, правовые и социально-культурные перспективы развития» (СПб., 2012, ЛГУ имени А.С. Пушкина).