• Русский
  • English

Основные технологии социологических исследований: изучение их сравнительного потенциала, доказательности, трудоемкости, цены-эффективности

Фонд: 
РФФИ
Номер: 
13-06-00828
Год начала: 
2013
Год завершения: 
2015
Аннотация: 

Проект посвящен развитию методологии эмпирических исследований в социологии. Проблема определяется тем, что в отечественной социологии широко представлены лишь три-четыре формата обоснования способов эмпирического изучения социальной реальности: как ПРОЦЕСС эмпирического исследования, как МЕТОДЫ сбора первичных данных, как применение МАТЕМАТИЧЕСКИХ методов, как разработки КАЧЕСТВЕННОЙ методологии. Методологическое знание в отечественной социологии представлено в виде россыпи отдельных наработок, что не позволяет развивать целостную проблематику в системе сравнительных контекстов.

В рамках данного проекта будет разработан целостный методолого-методический продукт, с условным названием «методический минимум», в котором основательно будут рассмотрены в сравнительных координатах три основные технологии эмпирических исследований, базированные на трех типах опроса. Среди них – (1) стандартизированные (количественные) исследования, (2) базированные на открытых вопросах исследования и (3) исследования, производящие большие тексты и базированные на них.

Изучение будет касаться трех основных инструментальных компонент эмпирического исследования – (а) проблем и способов актуализации первичных данных, (б) проблем и способов отбора/сбора системы данных, (в) проблем и способов анализа массивов первичной информации.

Будет также проведено изучение сравнительной доказательности ключевых компонент и результатов исследований, трудоемкости исследований, сути и качества их финальных результатов, соотношение в исследованиях их стоимости и эффективности (доказательности, убедительности).

Ожидаемые результаты проекта. Разработка целостной концепции эмпирического изучения социальной реальности в рамках разных типов исследований, приведение систематических доказательств и прозрачных сравнений их методолого-методических решений. Предложения для построения эффективных учебных курсов. Создание библиотеки методических ресурсов. Выступление на конференциях, проведение мастер-классов. Публикация статей. Подготовка и публикация брошюр и монографии.